Отличие моей сегодняшней статьи от тех, которые вы можете встретить на просторах интернета заключается в том, что я к большинству проблем у детей подхожу с точки зрения взаимоотношений ребёнка и взрослого.
Сегодня расскажу не о причинах и коррекции, а о ПРЕДОТВРАЩЕНИИ страхов.
Профессор. кандидат психологических наук — Захаров Александр Иванович, написавший книгу «дневные и ночные страхи у детей», говорил: «пока ещё ребёнок маленький он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, он верит тому, что говорят родители, а любую их реакцию переносят на себя».
Т.е. он говорит о том, что дети (дошкольный возраст) не способны самостоятельно придумывать, выдумывать и фантазировать.
Фантазия у детей начинает зарождаться после 5-ти лет.
Вывод очевиден: причина страхов находится вовне и скорее всего его источником является взрослый.
В одной из книг, посвящённой страхам детей, прочла, что наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.
Давайте рассмотрим, стадии аффективного развития по Джерсилду.
- 0 — 1,5 года: страх чужих, одиночества, внезапного шума, отсутствия помощи
- 1,5 – 3 года: страх разлуки и заброшенности
- 3 — 5 лет: страх темноты, животных, воображаемых существ
- 6- 11 лет: страх исключения из школы, страх насмешек, болезней, смерти
- 12 -17 лет: страх телесных, социальных изменений, страх сексуальных отношений, потери «лица».
Большинство родителей считают, что данные стадии — это норма! Если малыш в три года стал бояться темноты, то значит около пяти лет это пройдёт само собой. НО ЭТО НЕ ТАК!!!!!!
Данная градация говорит о том, что есть некие потребности у ребёнка в определённом возрасте, которые должны быть удовлетворены и если этого не происходит, то возникает тревога и как следствие, страх.
Откуда берутся страхи? Причин страхов превеликое множество, но я делю большинство всего на две причины:
- Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (например, укус пчелы, неожиданно выбежала собака и начала лаять на ребёнка)
- Причина во взрослом
— частые запреты (не беги -упадёшь, не лезь-сорвёшся, не подходи к собаке -укусит);
— разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
— конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
— страхи самого взрослого (боится лошадей, высоты и т.д);
— осознанное запугивание ребёнка сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной, бабайка), чтобы добиться послушания.
Как предотвратить развитие страха?
- Не ждать, что это норма и всё пройдёт само собой, с возрастом.
- Не обесценивать жалобы и слова ребёнка
- Не откладывать решение проблемы «на потом».
То есть:
- незамедлительно реагируем на страх малыша
- наблюдаем за ребёнком в течении недели, в это время пытаемся понять причину
- находим причину и устраняем
- если беспокойство ребёнка нарастает, причина не найдена, обращаемся к психологу
Уважаемые родители, учитесь слышать своих деток и не откладывайте то, что можно предотвратить сегодня!