Написание данной статьи навеяно тем, что вижу каждый день, гуляя со своим ребёнком: раздражённость родителей на детей, игнорирование их потребностей, отсутствие заинтересованности в детской игре и т.п. Такие папы или мамы, рано или поздно, придут к психологу самостоятельно или их направят в школе, потому что накопленные негативные эмоции от взрослого, приведут к психологическим проблемам у ребёнка.
Очень хочется, чтобы было больше здоровых и весёлых детей, а для этого нужно совсем немного. Мои рекомендации могут показаться элементарными, но прежде чем, сказать: «О, очередная, банальщина», «Это и так понятно», остановитесь на минутку и подумайте, а соблюдаете ли вы эти стандартные, обыденные и общеизвестные правила?
- Доброта к людям, животным и всему живому на земле.
Очень частый запрос от родителя: «Мой ребёнок злой, агрессивный и местами жестокий, что делать?» Мой ответ: «Искать причину». К этому приводит следующее:
— маму «достала» кошка и она её при ребёнке пнула, затем схватила и бросила, та ударилась об стену (это абсолютно реальная ситуация);
— мама кричит в трубку на свою маму (бабушку);
— родители общаются практически всегда на повышенных тонах, в придачу, употребляя нецензурные слова и угрозы, в адрес друг друга;
— в магазине маме недодали сдачу и сорвавшись на кассира, она обзывает его малоприятными словами;
— гуляя родители весело наблюдают, как их малыш с палкой бегает за голубями или, смеются и давят вместе с малышом жучков и муравьёв.
У вас ещё есть вопросы, почему у таких родителей злой, даже агрессивный ребёнок?
Итак:
Пока вы находитесь рядом с малышом НИКАКОЙ-НИКАКОЙ, слышите НИКАКОЙ агрессии с вашей стороны не должно исходить. Да, есть случаи, когда могли вспылить и перейти на личности в общественном месте, но ВСЕГДА извинитесь перед данным человеком и расскажите ребёнку о своей негативной эмоции. Например, «Катюш, мама сейчас очень разозлилась, но поняла, что обижает тётю, и извинилась, прости и ты меня за моё поведение». Ребёнок должен видеть мир со всех сторон, но должен знать и уметь вести себя и жить в нём. А этому могут научить только родители!
- Чистоплотность и самостоятельность.
Приходят родители на консультацию с запросом: «Наш ребёнок (5,5 лет) поросёнок, он не убирает за собой игрушки, мусорит, не помогает по дому, откуда это?». Причина скорее всего в следующем:
— в возрасте 1-4 лет мама всё делала за ребёнка — собирала игрушки, подметала, убирала со стола и т.д. В 2,5 — 3 года ребёнок активно начинает проявлять свою самостоятельность — я сам одену колготки, я сам застегну молнию, я сам – подмету и т.д. Родители, вместо того, чтобы поощрять попытки проявить свою самостоятельность, продолжают делать всё за малыша, оправдывая это тем, что «Ты маленький, ты не умеешь, у тебя не получится, дай я и т.п.».
Возникает логичный вопрос, а с чего ребёнок в 5,5 лет должен быть самостоятельным и чистоплотным? Где родители дали возможность проявить себя?
Итак:
Уважаемые родители, нет того возраста, когда надо начинать прививать чистоту и самостоятельность. От рождения до 1 года – мы сами должны это показывать (не бросать вещи на стул, а снять и аккуратно расправить, сложить, застелить кровать, убраться в шкафу с одеждой). От 1-2 лет ребёнок в состоянии начать кушать сам, убирать игрушки, выкинуть в мусорное ведро памперс, полить цветы. А от 2 лет и старше уже может сам подмести, вытереть стол (пусть не идеально, но сам факт), подать посуду на стол, открыть банку сметаны и добавить в свою тарелку с супом и прочее. Только прививая самостоятельность и показывая своим примером чистоту и порядок, мы к 5,5 годам и даже раньше увидим результат. Пожалуйста, помните про это!
- Самооценка.
Звонит бабушка и говорит: «Моя внучка какая-то «забитая», необщительная, всего боится, а ей в школу через пол года…». Выясняется, что родители работают, девочка чаще всего находится с бабушкой, которая считает, что ребёнок сам найдёт во что поиграть, а если не найдёт, то можно включить мультик, не хочет суп, зачем заставлять, дам печеньку. Внучка мало контактирует с детьми на улице — ну и что, вот такая она, сама в себе, вырастит аналитиком или будет научным деятелем. Родители приходят поздно с работы, общаться некогда. Ребёнок показывает, что нарисовал, папа и мама отмахиваются и с раздражением говорят со словами: «Дай поесть, отдохнуть, не видишь зашли только!»
Итак:
Для того, чтобы у вашего ребёнка зарождалось своё «Я», своё мнение, желание общаться с другими детьми, нужно прежде всего общаться с ребёнком. Располагать к общению, играм с другими детьми. Приглашать в гости, ходить в гости к родственникам, друзьям, товарищам с детьми. Развивать всесторонне (театры, музеи, игровые комплексы, совместные игры). Безусловно можно оставить ребёнка одного пока он рисует, а можно составить ему компанию, обсудить цвета, форму, рисунок. Хвалить, чем чаще, тем лучше — вытерла салфеткой сама рот, подняла фломастер, слепила человечка, подбросила высоко мяч, перепрыгнула через лужу и т.д. Ребёнок должен чувствовать эмоциональную поддержку, любовь, внимание родителей, а не только выполнение родительских обязанностей (умыла, накормила, погуляла, спать уложила).
Этих примеров, может быть гораздо больше, но суть одна. Для того, чтобы вырастить воспитанного, доброго, уверенного в себе ребёнка, вы должны быть прежде всего сами психологически здоровой личностью. Как это сделать?
- Занимайтесь самообразованием. Читайте книги по развитию детей, психосоматике, семейным отношениям. Изучайте психологические особенности ребёнка каждого периода жизни. Прослушивайте лекции по детско-родительским отношениям, смотрите психологические фильмы.
- Умейте различать понятие «Воспитывать» и «Научить». Эти два понятия должны присутствовать в развитии и жизни ребёнка. НО, как показывает практика, чаще всего родители УЧАТ, а не воспитывают. Спросите себя: Вы хотите воспитать послушного или успешного человека?
- Если сложились так обстоятельства, что приходится жить с родительской семьёй мужа или вашей, то помните, что воспитываете ВЫ, а не бабушки и дедушки. Последнее слово всегда за вами. Ищите способы урегулировать конфликтные ситуации с бабушками \ дедушками.
- Прислушивайтесь и наблюдайте за ребёнком. Нравоучения и дидактическое воспитание приведёт в дальнейшем лишь к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Чтобы не сбить внутренние ориентиры ребенка, позволяйте ему решать, что он хочет. Но при этом ограничивайте доступ к так называемым «обманкам». К примеру, сладкая газировка — не является истинной потребностью здорового детского организма. Постарайтесь, чтобы ее и прочих вредностей не было в зоне прямого доступа, тогда вы увидите, чего малыш хочет есть и пить. Какие фрукты ему подходят, какое мясо предпочитает и сколько воды готов выпить.
- Не навязывайте своё видение ребёнку, иначе он разучится понимать, что хочет. Позволяйте пробовать и ошибаться, выбирать и отказываться. Уважайте в ребёнке личность, тогда она имеет больше шансов быть здоровой в зрелом возрасте. Человек, не понимающий своих потребностей, имеет очень мало шансов на счастье, успех и здоровье. Помните анекдот: «- Сынооок, домой, — кричит мама с окна. — Я что, хочу кушать? — спрашивает сын. — Нет, ты замерз!», — отвечает мама. Смешной и страшный анекдот, не находите?!
- Самое лучшее взаимодействие со своим чадом — это игра. Если объяснить словами не можете, как делать нельзя, обыграйте эту ситуацию.
- Умейте слушать ребёнка, говорить с ним, рассказывать, спрашивать, показывать, объяснять и, конечно же, чаще радовать и радоваться.
- Помогайте малышу справиться с негативными эмоциями и сами меньше копите их.
- Не пытайтесь быть идеальными родителями, таких не существует в природе.
- И главное, не избегайте своего ребёнка, не ждите пока он вырастет, повзрослеет, поумнеет. Каждый возраст — прекрасен по-своему. Если сейчас вам не интересно с ребёнком играть, брать его на руки, то затем, когда он подрастёт, и вам захочется его покружить, поднять, ему уже это может быть не нужно. Не упускайте свои возможности, дети растут очень быстро! Наслаждайтесь каждым днём, проведённым с любимым малышом! Будьте на позитивной волне!
Завершить хочу очень точными словами журналиста и писателя Эстер Селсдон: «Если вы хотите вырастить здоровую личность, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».