Психолог по семейным, личным и детско-родительским отношениям,
работа с горем и утратой

Воспитываем психологически здоровую личность

Написание данной статьи навеяно тем, что вижу каждый день, гуляя со своим ребёнком: раздражённость родителей на детей, игнорирование их потребностей, отсутствие заинтересованности в детской игре и т.п. Такие папы или мамы, рано или поздно, придут к психологу самостоятельно или их направят в школе, потому что накопленные негативные эмоции от взрослого, приведут к психологическим проблемам у  ребёнка.

Очень хочется, чтобы было больше здоровых и весёлых детей, а для этого нужно совсем немного. Мои рекомендации могут показаться элементарными, но прежде чем, сказать: «О, очередная, банальщина», «Это и так понятно», остановитесь на минутку и подумайте, а соблюдаете ли вы эти стандартные, обыденные и общеизвестные правила?

  1. Доброта к людям, животным и всему живому на земле.

Очень частый запрос от родителя: «Мой ребёнок злой, агрессивный и местами жестокий, что делать?» Мой ответ: «Искать причину». К этому приводит следующее:

— маму «достала» кошка и она её при ребёнке пнула, затем схватила и бросила, та ударилась об стену (это абсолютно реальная ситуация);

— мама кричит в трубку на свою маму (бабушку);

— родители общаются практически всегда на повышенных тонах, в придачу, употребляя нецензурные слова и угрозы, в адрес друг друга;

— в магазине маме недодали сдачу и сорвавшись на кассира, она обзывает его  малоприятными словами;

— гуляя родители весело наблюдают, как их малыш с палкой бегает за голубями или, смеются и давят вместе с малышом жучков и муравьёв.

У вас ещё есть вопросы, почему у таких родителей злой, даже агрессивный ребёнок?

Итак:

Пока вы находитесь рядом с малышом НИКАКОЙ-НИКАКОЙ, слышите НИКАКОЙ агрессии с вашей стороны не должно исходить. Да, есть случаи, когда могли вспылить и перейти на личности в общественном месте, но ВСЕГДА извинитесь перед данным человеком и расскажите ребёнку о своей негативной эмоции. Например, «Катюш, мама сейчас очень разозлилась, но поняла, что обижает тётю, и извинилась, прости и ты меня за моё поведение». Ребёнок должен видеть мир со всех сторон, но должен знать и уметь вести себя и жить в нём. А этому могут научить только родители!

  1. Чистоплотность и самостоятельность.

Приходят родители на консультацию с запросом: «Наш ребёнок (5,5 лет) поросёнок, он не убирает за собой игрушки, мусорит, не помогает по дому, откуда это?». Причина скорее всего в следующем:

— в возрасте 1-4 лет мама всё делала за ребёнка — собирала игрушки, подметала, убирала со стола и т.д. В 2,5 — 3 года ребёнок активно начинает проявлять свою самостоятельность — я сам одену колготки, я сам застегну молнию, я сам – подмету и т.д. Родители, вместо того, чтобы поощрять попытки проявить свою самостоятельность, продолжают делать всё за малыша, оправдывая это тем, что «Ты маленький, ты не умеешь, у тебя не получится, дай я и т.п.».

Возникает логичный вопрос, а с чего ребёнок в 5,5 лет  должен быть  самостоятельным и чистоплотным? Где родители дали возможность проявить себя?

Итак:

Уважаемые родители, нет того возраста, когда надо начинать прививать чистоту и самостоятельность. От рождения до 1 года – мы сами должны это показывать (не бросать вещи на стул, а снять и аккуратно расправить, сложить, застелить кровать, убраться в шкафу с одеждой).  От 1-2 лет ребёнок в состоянии начать кушать сам, убирать игрушки, выкинуть в мусорное ведро памперс, полить цветы. А от 2 лет и старше уже может сам подмести, вытереть стол (пусть не идеально, но сам факт), подать посуду на стол, открыть банку сметаны и добавить в свою тарелку с супом и прочее. Только прививая самостоятельность и показывая своим примером чистоту и порядок, мы к 5,5 годам и даже раньше увидим результат. Пожалуйста, помните про это!

  1. Самооценка.

Звонит бабушка и говорит: «Моя внучка какая-то «забитая», необщительная, всего боится, а ей в школу через пол года…». Выясняется, что родители работают, девочка чаще всего находится с бабушкой, которая считает, что ребёнок сам найдёт во что поиграть, а если не найдёт, то можно включить мультик, не хочет суп, зачем заставлять, дам печеньку. Внучка мало контактирует с детьми на улице — ну и что, вот такая она, сама в себе, вырастит аналитиком или будет научным деятелем. Родители приходят поздно с работы, общаться некогда. Ребёнок показывает, что нарисовал, папа и мама отмахиваются и с раздражением говорят со словами: «Дай поесть, отдохнуть, не видишь зашли только!»

Итак:

Для того, чтобы у вашего ребёнка зарождалось своё «Я», своё мнение, желание общаться с другими детьми, нужно прежде всего общаться с ребёнком. Располагать к общению, играм с другими детьми. Приглашать в гости, ходить в гости к родственникам, друзьям, товарищам с детьми. Развивать всесторонне (театры, музеи, игровые комплексы, совместные игры). Безусловно можно оставить ребёнка одного пока он рисует, а можно составить ему компанию, обсудить цвета, форму, рисунок. Хвалить, чем чаще, тем лучше — вытерла салфеткой сама рот, подняла фломастер, слепила человечка, подбросила высоко мяч, перепрыгнула через лужу и т.д. Ребёнок должен чувствовать  эмоциональную поддержку, любовь, внимание родителей, а не только выполнение родительских обязанностей (умыла, накормила, погуляла, спать уложила).

Этих примеров, может быть гораздо больше, но суть одна. Для того, чтобы вырастить воспитанного, доброго, уверенного в себе ребёнка, вы должны быть прежде всего сами психологически здоровой личностью. Как это сделать?

  1. Занимайтесь самообразованием. Читайте книги по развитию детей, психосоматике, семейным отношениям. Изучайте психологические особенности ребёнка каждого периода жизни. Прослушивайте лекции по детско-родительским отношениям, смотрите психологические фильмы.
  2. Умейте различать понятие «Воспитывать» и «Научить». Эти два понятия должны присутствовать в развитии и жизни ребёнка. НО, как показывает практика, чаще всего родители УЧАТ, а не воспитывают. Спросите себя: Вы хотите воспитать послушного или успешного человека?
  3. Если сложились так обстоятельства, что приходится жить с родительской семьёй мужа или вашей, то помните, что воспитываете ВЫ, а не бабушки и дедушки. Последнее слово всегда за вами. Ищите способы урегулировать конфликтные ситуации с бабушками \ дедушками.
  4. Прислушивайтесь и наблюдайте за ребёнком. Нравоучения и дидактическое воспитание приведёт в дальнейшем лишь к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Чтобы не сбить внутренние ориентиры ребенка, позволяйте ему решать, что он хочет. Но при этом ограничивайте доступ к так называемым «обманкам». К примеру, сладкая газировка — не является истинной потребностью здорового детского организма. Постарайтесь, чтобы ее и прочих вредностей не было в зоне прямого доступа, тогда вы увидите, чего малыш хочет есть и пить. Какие фрукты ему подходят, какое мясо предпочитает и сколько воды готов выпить.
  5. Не навязывайте своё видение ребёнку, иначе он разучится понимать, что хочет. Позволяйте пробовать и ошибаться, выбирать и отказываться. Уважайте в ребёнке личность, тогда она имеет больше шансов быть здоровой в зрелом возрасте. Человек, не понимающий своих потребностей, имеет очень мало шансов на счастье, успех и здоровье.  Помните анекдот: «- Сынооок, домой, — кричит мама с окна. — Я что, хочу кушать? — спрашивает сын. — Нет, ты замерз!», — отвечает мама. Смешной и страшный анекдот, не находите?!
  6. Самое лучшее взаимодействие со своим чадом — это игра. Если объяснить словами не можете, как делать нельзя, обыграйте эту ситуацию.
  7. Умейте слушать  ребёнка, говорить с ним, рассказывать, спрашивать, показывать, объяснять и, конечно же, чаще радовать и радоваться.
  8. Помогайте малышу справиться с негативными эмоциями и сами меньше копите их.
  9. Не пытайтесь быть идеальными родителями, таких не существует в природе.
  10. И главное, не избегайте своего ребёнка, не ждите пока он вырастет, повзрослеет, поумнеет. Каждый возраст — прекрасен по-своему. Если сейчас вам не интересно с ребёнком играть, брать его на руки, то затем, когда он подрастёт, и вам захочется его покружить, поднять, ему уже это может быть не нужно. Не упускайте свои возможности, дети растут очень быстро! Наслаждайтесь каждым днём, проведённым с любимым малышом! Будьте на позитивной волне!

Завершить хочу очень точными словами журналиста и писателя Эстер Селсдон: «Если вы хотите вырастить здоровую личность, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».

Прокрутить наверх

Для записи на практический курс:
"Проживание утраты близкого"
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Выберите интересующий вариант курса:
Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.

Для записи в группу поддержки в проживании горя
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.

Для записи на гайд:
"26 секретов, как перестать страдать
и начать получать удовольствие от жизни "
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.

Для записи на практический курс:
"Проживание чувства вины"​
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Выберите интересующий курс
Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.

Для записи в чат-поддержки
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.

Для записи в терапевтическую группу по работе
с горем/утратой близкого
оставьте свои данные в этой форме

Я с вами свяжусь в ближайшее время

Выберите интересующий вариант посещений группы:
Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.