Рекомендации по адаптации ребёнка к детскому саду

Каждый родитель переживает за адаптацию своей крохи в саду, поэтому я разработала основные и важные рекомендации, которые помогут лучше освоиться в ДОУ малышу в любом возрасте, будь то  ясельная  или младшая группа.

Итак:

  1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «детсадовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
  2. Начните рассказывать ребенку, что такое детский сад, зачем и для чего туда ходят дети. Вот примерный рассказ.  «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя произошло интересного, а я расскажу, что у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя в садик. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада». Т.к. у детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, любой рассказ должен сопровождаться картинками. Сейчас есть достаточно много пособий, в которых есть картинки садика и подсказки родителям. Например, книги авторов с названием «Я иду в детский сад». Изучайте данную литературу с ребёнком каждый день.
  3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить туда. Обойдите территорию сада, посмотрите, какие там площадки, сколько гуляет детишек разных возрастов. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  4. Обязательно познакомьтесь перед поступлением в ДОУ с вашим будущим воспитателем. Пусть педагог покажет ребёнку группу, малыш должен увидеть сад и внутри.
  5. Ознакомьтесь с режимом ДОУ и постарайтесь дома соблюсти данный режим. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Наклейте на холодильник картинки режимных моментов. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что он будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
  6. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей – тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
  7. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
  8. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свою помощь другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  9. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  10. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
  11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, малышу будет проще отпускать вас.
  12. В первые два дня лучше остаться в коридоре (если малыш не хочет вас отпускать). Скажите, что вы рядом, за дверью, ждёте его, пока он поиграет, познакомиться с детьми, покушает. Я знаю, по опыту, что воспитатели против данного способа адаптации, но настаивайте на своём. Далеко не всем родителям нужно оставаться, как показывает практика. Но, я видела орущих детей до хрипоты, слёзы родителей у которых отдирают детей от кофты…по мне, так это издевательство. Педагог говорит: сейчас он успокоится, идите, всё хорошо!!! Да, может он и успокоится через 1,5 часа, а может замолчит, забьётся в угол и на второй день уже точно никуда не пойдёт, а закатит истерику уже дома. Решать Вам, отдать кричащего малыша с испуганными глазами и слезами незнакомой, либо посидеть пару часов в коридоре. Обычно, если родители подготовила ребёнка к саду, такой ситуации быть не должно. Соответственно и толпы родителей в детской раздевалке не будет.
  13. Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  14. Если вы пообещали малышу прийти после сна, постарайтесь сдерживать свои обещания. Ребёнок должен доверять вам!
  15. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли или обратитесь за консультацией к специалисту.

Детский и семейный психолог –  Джуран Марина Владимировна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес e-mail.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню